Конференция проводится Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова совместно с Голландским институтом в СанктПетербурге и «Центром искусства и музыки библиотеки Маяковского на Невском, 20».
Конференция носит междисциплинарный характер, к ее участию приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии и кино, преподаватели и аспиранты.
Программа предстоящей конференции предполагает обсуждение теоретических проблем, произведений искусства и современных художественных стратегий в контексте понимания культуры как «пространства многих пространств» (В. Библер). Компоненты такого пространственного континуума сосуществуют одновременно и находятся в отношениях взаимодействия, противодействия, взаиморазвития. Согласно данной логике, разновременные эпохи, стили, жанры спроецированы друг на друга, взаимополагают друг друга в процессе постоянного диспута. Этот диспут представляет собой полилог, для которого характерны разнообразие и множественность тем, вопросов и ответов. Одним из видов полилога можно считать синтез искусств и синестезию как его основу – многомерное мировосприятие, в котором звук, цвет, запах, движения и формы составляют единство чувств и смыслов.
Основные направления работы конференции:
1. Проблемы синтеза искусств: теория и история.
— Теоретические основы синтеза искусств.
— Полилог и синтез искусств: от античного синкретизма до виртуальной реальности.
— Тема Востока и Запада в истории культуры.
— Россия и Голландия — в пространстве полилога и синтеза.
— Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, в музыкальном искусстве, литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, архитектуре и дизайне.
— Опыт Казанского НИИ Экспериментальной Эстетики «Прометей» в изучении синестезии и синтеза искусств.
2. Проблемы жанрово-стилевого синтеза.
— Жанровые и стилевые взаимодействия в истории культуры.
— Стилевые аналогии между разными видами искусства.
— Коллаж и полистилистика как техника и художественный принцип в искусстве ХХ — ХХI веков.
— «Память жанра» как формула научного исследования.
— Проблемы либреттологии: вопросы жанра, стратегии «интермедиального перевода», художественная практика.
3. От синестезии к синтезу искусств.
— Синестезия в языке и словесности.
— Синестезия в композиторском творчестве и музыкальном восприятии.
— Синестезия в оперном и хореографическом искусстве.
— Синестезия в пространственно-временных видах искусства.
— Светомузыка в творчестве современных композиторов.
— От «Прометея» А.Н.Скрябина к синестетическим замыслам современных художников.
— Эксперименты в области нового синтетического искусства.
— Синтетические формы актуального искусства.
— Исследование «цветного слуха» и «цветного мышления».
— Синестезия и пространственные характеристики музыкального звучания.
— Электронная музыка – синестетические эксперименты.
— Синестезийные характеристики виртуального искусства.
— Компьютерные технологии и аудиовизуальные искусства.да», художественная практика.
4. Синестезия и синтез искусств в музыкальной педагогике.
— Cинестетический аспект музыкального восприятия как научно-педагогическая инновация.
— Применение методов рисования музыки и «Музыкальной графики» в музыкальной
педагогике.
— Новые теории, методы и проекты в музыкальном и эстетическом образовании.
В рамках конференции планируются концерт и выставка художников «Пространство многих пространств» в Центре искусства и музыки библиотеки им. В. В.Маяковского.
По итогам работы конференции планируется издать сборник статей и материалов. Отдельные статьи будут рекомендованы к публикации в журнале по искусствоведению, включенном в перечень ВАК.