Конференция проводится в рамках научного проекта «Русская литература и философия: пути взаимодействия» (ИМЛИ РАН, проект РНФ №17-18-01432).
Конференция посвящена памяти В. Ф. Одоевского, но не ограничивается исследованием его творчества. Имя выдающегося романтика, писателя и музыкального критика маркирует важнейшую веху в истории взаимодействия литературы и философии – в 2019 году исполняется 175 лет публикации романа В. Ф. Одоевского «Русские ночи» – первого отечественного философского романа. Эта книга, увековечив метафизические искания эпохи романтизма, вместе с тем стала лучшим доказательством плодотворности синтеза художественного слова и философских исканий. Писатель философски осмыслил вечные проблемы бытия – жизни, любви, смерти, культуры и цивилизации, апокалиптические последствия реализации утопических проектов и т.д. В романе воплотилась оригинальная «философия искусства» — предназначение творца и отношение к дарованию – своему и чужому, мистическая роль музыки в выявлении скрытых основ мироздания и человеческой личности. В начале ХХ века многие открытия В. Ф. Одоевского приобрели новый смысл и оказались созвучны символистам – и поиск синтеза философии, литературы и искусства, и музыкальные предпочтения, в том числе музыки Рихарда Вагнера. В то же время антиутопическая направленность его творчества актуализируется в 1920-е годы, когда – как отклик на исторические катастрофы, ознаменовавшие приход нового столетия, — достигает своего расцвета отечественная антиутопия.
В ходе работы конференции предполагается:
1. Проследить процесс взаимодействия литературы и философии, начиная с романтизма и вплоть до ХХ века с целью выявления максимального числа конкретных примеров и аспектов такого рода взаимодействия – А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Белый, Д. Мережковский, Е. Замятин и др.;
2. Исходя из того, что В.Ф. Одоевский как художник теснейше был связан с европейской философией – от Платона до Шеллинга, обратить особое внимание на взаимосвязи русской литературы и философских систем, разработанных западными мыслителями;
3. Обратиться непосредственно к наследию В.Ф. Одоевского и к проблематике, им впервые поднятой, в том числе музыковедческой.