Формирование идентичности подрастающего поколения является традиционной задачей института образования во всем мире. Общественные потребности сохранения и развития социума диктуют необходимость патриотического и гражданского воспитания школьников, формирования их определенной политической, религиозной, этнической, гендерной идентичности. То есть на уровне общественной практики всегда существует осознание, что образование должно выходить за рамки простого обучения грамотности и набору компетенций. Однако в современной России это понимание появляется крайне медленно и только благодаря сопоставлению исторического опыта с довольно печальными результатами недавнего, очищенного от воспитательной работы образовательного процесса, поскольку в течение последних десятилетий задача формирования определенной идентичности учащихся на государственном уровне серьезно не ставилась.
Идентичность человека является значимым аспектом его деятельности, а идентичность целого поколения отражается на всем ходе развития общества. Случайности и бессистемность в процессе формирования идентичности школьников создают огромные социальные риски и нередко являются откровенно разрушительными, поэтому этот процесс требует осознанного и целенаправленного управления. Однако такое управление не может быть основано исключительно на практическом знании, которое по определению обладает ограниченной прогностической ценностью и бесполезно в ситуациях кардинальных общественных изменений. Необходимы серьезные теоретические исследования проблемы формирования идентичности подрастающего поколения. При этом объективное, системное, обоснованное видение современных возможностей для формирования идентичности школьников может быть выработано только в сотрудничестве представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.
Мы приглашаем участников конференции сделать свой вклад в решение этой задачи и принять участие в поиске ответов на следующие общие научные вопросы:
— Каковы основания для формирования идентичности детей и подростков в процессе образования?
— Какие внешние факторы влияют на этот процесс?
— Что мы делаем, когда формируем идентичность? Каковы существующие и возможные механизмы формирования идентичности в современном образовании?
— В чем состоит значение идентичности детей и подростков для конкретных процессов становления личности и индивидуальности?
— Каковы критерии выделения видов идентичности? Какое содержание вы вкладываете в понятие «множественная идентичность»?
— Какова конкретная общественная значимость идентичности школьников?
— Какие из известных Вам практик формирования идентичности представляются Вам наиболее успешными, в том числе из опыта различных стран, и почему?
Участникам предлагается сконцентрировать внимание на следующих предметах исследования:
— сущность идентичности детей и подростков;
— особенности и механизмы формирования идентичности школьников;
— формы проявления идентичности детей и подростков;
— значение идентичности в учебной и познавательной деятельности;
— значение идентичности учащихся для функционирования образования как социального института;
— отражение отдельных аспектов идентичности школьников в различных формах общественного сознания;
— способы и методы исследования идентичности детей и подростков.
Конференция проводится в рамках проекта «Множественная социальная идентичность как фактор развития одаренности школьников» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-29-07489).
Форма проведения конференции
Конференция будет проводиться в два этапа: дистанционный и очный.
На дистанционном этапе обсуждение тезисов участников будет проводиться на сайте организатора. Каждого участника просят зарегистрироваться и разместить свои тезисы на сайте, прокомментировать тезисы как минимум двух других участников и ответить на комментарии к своим тезисам.
На очном этапе участники лично представляют свои исследования для непосредственного обсуждения (для иногородних участников возможно использование видеосвязи).
К участию в конференции приглашаются ученые, докторанты, аспиранты, практикующие специалисты, магистранты, студенты.
Приветствуются доклады, выполненные с точки зрения любых наук о человеке и обществе, а также выполненные в междисциплинарном и сравнительном международном аспекте.
Тезисы, оформленные в статьи и успешно прошедшие рецензирование редакции, будут рекомендованы к публикации в журнале «Социальные явления» (ISSN 2305-7327). Решение о публикации принимается оргкомитетом конференции, который вправе отказать в публикации без объяснения причин.
Условия участия в конференции:
Участие в конференции и публикация бесплатные. В случае необходимости отправки журнала по почте пересылка оплачивается автором.
Для участия в конференции необходимо:
— заполнить на сайте организатора электронную заявку и приложить к ней тезисы доклада, объемом 1,5-2 страницы,
— после подтверждения участия зарегистрироваться на сайте организатора и принять участие в дистанционном этапе конференции,
— представить свое исследование для обсуждения на очном этапе конференции.
Отбор для участия в конференции на основе рассмотрения тезисов.
Требования к содержанию и оформлению тезисов и научных статей размещены на сайте журнала «Социальные явления» http://journal.socialphenomena.org/ru/submissions/
Место проведения конференции: Россия, Самарская обл., г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196 (Академия Наяновой)
Сроки:
31 марта 2020 г. – окончание приема заявок и тезисов для участия в конференции,
6 апреля 2020 г. – информирование участников о результатах рассмотрения заявок,
10 – 23 апреля 2020 г. – дистанционный этап конференции,
24 – 25 апреля 2020 – очный этап конференции,
25 мая – окончание приема статей участников для публикации в журнале.