Российско-Германский год научно-образовательных партнёрств 2018-2020 гг. – важное событие для многих университетов, учебных центров и организаций, которые своей деятельностью содействуют укреплению научных связей между двумя странами. Продолжая идущую с 2017 г. традицию проведения совместных конкурсов студенческих научных проектов, организаторы предлагают участникам сосредоточить фокус исследований на истории российско-германского экономического сотрудничества.
Экономические связи русских земель с германскими городами берут начало еще с эпохи средневековой Ганзы. С XVIII в. вовлеченность немцев в экономическую жизнь России возрастает, формируется прослойка экономически активных переселенцев на русской земле. Немалую роль в этом сыграла политика приглашения немецких колонистов для освоения степных окраин империи.
В XIX в., с развитием международной торговли, наряду с индивидуальными и семейными фирмами в Российской империи появляются филиалы германских фирм, а также объединения предпринимателей-немцев. К началу XX в. Германия становится важнейшим торговым партнером, а немцы и российские немцы составляли весомую группу в деловом мире дореволюционной России.
XX век являлся особым периодом российской и германской истории, когда два государства стали непримиримыми противниками в условиях двух мировых войн. В этой связи открывается значительный пласт вопросов, ранее недостаточно освещенных в историографии: судьбы германских предпринимателей и предприятий в России в годы Первой мировой войны, сотрудников германских фирм, объявленных «подданными вражеских государств».
После Октябрьской революции экономическое сотрудничество начало развитие «с чистого листа» и под постоянным контролем государства. Темнее менее, и в 1920-е годы существовало немало советско-германских предприятий.
Новая фаза развития экономических отношений между двумя государствами начинается в постперестроечной России. В этот период интерес вызывают как проникновение германских фирм на российский рынок, так и участие российских немцев в процессе становления рыночной экономики в России.
В рамках данного конкурса предлагается акцентировать внимание не только на экономических связях двух стран, но также исследовать взаимоотношения российских и немецких предпринимателей, мотивацию их деятельности, истории успехов и неудач. В фокусе рассмотрения оказываются, в конечном счете, подходы к организации бизнеса в России германских предпринимателей и инвестиционных объединений. Насколько они сохранили немецкую национальную специфику, в какой мере на фактическое поведение германских предпринимателей повлияли российские традиции? Каким образом немецкие предприниматели принимали участие в научной и культурно-просветительской жизни России?
Организаторы выражают надежду, что тематика конкурса вызовет интерес не только у студентов-историков, но также социологов, экономистов и студентов других специальностей. Российско-германский учебно-научный центр РГГУ и АНО ДПО «Институт этнокультурного образования» инициируют проведение III конкурса студенческих научных проектов «Немцы в экономической жизни России XVIII – начала XXI в.» с целью просвещения молодежи и популяризации вклада немцев в развитие России.
В рамках подготовки проектов предлагается обсудить следующие вопросы:
— Экономический интерес как мотивация к переселению немцев в Российскую империю
— Экономическая история как история семьи: российские купеческие династии и торговые дома с немецкими корнями
— Образ немца-предпринимателя в России в XVIII – начала XX в.
— Проблемы этнической идентичности в среде предпринимателей-российских немцев в России XVIII – начала XXI в.
— Женщины-предпринимательницы из немецкой среды в XIX – начале XXI в.
— Протестантская этика в деловой жизни немцев в России XVIII – начала XXI в.
— Бойкот, интернирование и правительственный контроль: германские предприниматели в России в годы Первой мировой войны
— Германские предприятия в период Октябрьской революции и первых лет советской власти: от национализации к советско-германским трестам
— Экономическое сотрудничество СССР и ГДР после Второй мировой войны
— Российские филиалы германских фирм в XIX – начала XX в., их возрождение в постсоветской России.
— Связь науки и экономики: внедрение технических новаций и научных изобретений на (российско-)немецких предприятиях XIX – начала XXI в.
— Проблемы российско-германского экономического сотрудничества в современных условиях.
— Меценатство германского и российско-германского бизнеса в современной России.
В конкурсе могут принимать участие студенты и аспиранты российских и германских вузов.
Требования к работе:
Формат: студенческий научный проект. Проект должен представлять собой самостоятельное научное исследование. Это является необходимым условием для участия в конкурсе. Язык: русский, немецкий.
Объем: от 20 до 30 тыс. знаков.
Требования к оформлению:
— текст должен быть напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт Times New Roman, 14 кегль; поля: слева – 2,75 см, справа – 2,25 см, сверху – 3 см, снизу – 2 см; нумерация страниц – вверху справа;
— иллюстрации (фотографии и др.) должны быть помещены отдельными файлами, при этом все представленные иллюстрации должны содержать пояснения к ним.
Конкурсную работу и заявку на участие (Форма заявки) необходимо прислать на электронный адрес rgz@rggu.ru до 10 февраля 2020 г. Решение будет вынесено в начале марта 2020 г.
Конкурс пройдет в два этапа:
1. В рамках первого этапа на основе заявок и представленных конкурсных работ будут отобраны финалисты, которые затем приглашаются в Москву для участия в финале конкурса.
2. Второй этап – финал конкурса – состоится в апреле 2020 г. в Москве, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Финалистам конкурса необходимо будет выступить с презентацией своего проекта в рамках семинара.
Победитель награждается поездкой на научный семинар в Германии.