Выбор темы научного форума определяется серией ежегодных майских конференций СГИК, посвященных проблемам модернизации культуры. В 2013–2018 годах были успешно проведены шесть научных форумов под названиями «Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений» (2013, 2014 гг.), «Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации», «Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры», «Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту», «Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире» (по итогам работы вышло 13 сборников материалов, статьи размещены в РИНЦ).
В 2019 году главным предметом обсуждения выступает вопрос о роли знаний в процессах модернизации. Кажется, что сюжет достаточно стар, и афоризм «ipsa scientia potestas est» является «общим местом» для европейской цивилизации, начиная с XVII века, когда прорывной силой историей был назначен разум, а полученная наукой истина уже Ницше была названа главным орудием власти. Заявленная тема конференции тревожит не только исследовательские сообщества, но и затрагивает интересы всех социальных групп и институтов. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации (2013) «Устойчивое развитие: вызовы Рио», подготовленный в рамках программы ООН с участием ученых и представителей власти России, фиксирует важную интенцию: для человечества принципиальным становится не просто прогресс знания, но устойчивое развитие, которое невозможно без ведущей роли культуры в деле гармонизации мира и существования людей на земле. Человечество оказалось в такой ситуации, когда без знаний и культуры невозможно сохранение природы. Мир изменился, он стал больше и значительно уязвимее, поэтому серьезно меняется сама повестка в отношении проблемы модернизации культуры, границ и содержания нашего знания о мире и самих себе. Озабоченность экологическими проблемами, проблемой изменения климата, расширением доступа к информации и знаниям, медицинское просвещение, рост качества жизни и пр. в большей степени определяется уровнем национальной культуры. Нет ничего в современном обществе более надежного для преодоления кризисов и обеспечения устойчивости в развитии, чем «расширение образования и знаний».
Усиление потока информации и знаний благодаря активизации механизмов прозрачности приводит к тому, что треть знаний и культурных навыков всех живущих поколений изменяются, что неизбежно трансформирует все формы деятельности, включая экономику и трудовую деятельность. Роль культуры, науки и образования в этих обстоятельствах становится решающей. От того насколько верными будут наши сегодняшние решения будет зависеть будущее всех культур и человечества в целом. Овладениями навыками и знаниями будущего должно стать частью процесса получения научной истины и системы образования. Модернизация культуры требует от человека усиления таких способностей как: критическое мышление, креативность, коммуникативность и открытость к сотрудничеству. Исследование роли знания в процессах модернизации раскрывает свое содержание во множестве вопросов и ракурсах рассмотрения, таких как:
— Модернизация культуры как предмет научного исследования
— Массивы знаний как объект междисциплинарного исследования
— Знания и их роль в жизни человека и общества
— Знание в контексте трансформации социокультурных институтов
— Институт образования в проектах культурной модернизации
— Книжная культура versus современный цифровой мир
— Система образования и открытые ресурсы информации
— Проблема неявного знания в современной гносеологии
— Неявное знание в истории общества и культуры
— Развитие экономики знаний в России в условиях глобализации
— Знания в меняющимся мире
— Наука в обществе знаний
— Проблема доступности знаний и образования в контексте роста культурного капитала
— Образование и новый рынок профессий
— Институт экспертизы и научной знание в цифровую эпоху
— Мониторинги, системы оценки качества образования и реальность российского образования в сфере культуры и искусств
— Культура и медиаобразование
— Новые формы университетского образования
— Роль академического знания в культурном производстве
— Интеллектуальный капитал. Могут ли знания и технологии заменить людей?
Многофакторность и сложная организация процессов модернизации требует мультидисциплинарного научного исследования. Конференция изначально задумана как форум множества дисциплинарных и парадигмально различных подходов. Встреча ученых и практиков, деятелей культуры и искусства служит расширению тематического и методологического диалога, дает толчок в области познания и исследования существующей культурной ситуации.
Работа форума будет включать два направления: научно-академическое и художественно-практическое.
Научно-академическое представлено проведением пленарного заседания, работой круглых столов и секций (программа конференции публикуется на сайте СГИК, высланные материалы проходят проверку в системе Антиплагиат, издается сборник научных статей, с дальнейшим постатейным размещением текстов в системе РИНЦ). В программу и сборник конференции не принимаются работы студентов (бакалавров, специалистов, магистров).
VII Международная научно-практическая конференция «Модернизация культуры: знание как ресурс развития» представляет собой площадку для профессионального диалога, дискуссий, обмена значимыми результатами исследований по проблемам модернизации культуры.